"Первым инструментом был саламури, который я в совершенстве освоил за месяц и смог выступать на сцене..." - так начинается история музыкальной жизни Дмитрия Карчавы из Зугдиди.
Чонгури, Чибони, Саламури и ЛарчемиДимитрий играет на 14 народных инструментах, среди них колхский ларчеми, чонгури, саламури, пандури, сванский чунири, чанги, аджарский чибони, абхазский - абхарца. На нескольких из этих инструментов он научился играть самостоятельно.
Пандури и чонгуриЖивой интерес к истории старинных инструментов и большая любовь к музыке проявились в десятом классе. О каждом инструменте он собрал множество интересных сведений, а один из них, колхский „ларчеми“, изготовил сам и научился на нем играть, более того, он высадил во дворе своего дома тростник, растение, необходимое для изготовления ларчеми.
Старинный колхский „ларчеми“„В нашем регионе никто не играет на чибони, я купил одну деталь чибони, - волынку, в высокогорном селе Кеда, а кожаную суму изготовил сам. Технологию ее изготовления я освоил из специальной литературы, а второй экземпляр сделал самостоятельно”, - рассказал радио
“Атинати” Димитрий Карчава.
В восстановлении старинных инструментов молодому человеку помогает мастер народных промыслов - Демур Антия. Именно им изготовлены все струнные инструменты в его коллекции.
Посол США Келли Дегнан и Димитрий КарчаваДимитрий учится на 4 курсе Тбилисского государственного медицинского университета, также поет в мужском фольклорном ансамбле при вузе. Будущий врач в настоящее время проходит практику в различных клиниках, а это хобби, по его словам, один из способов расслабиться при напряженной жизни врача и создать позитивный настрой.
Ансамбль, действующий при культурном центре Тбилисского государственного медицинского университета Во время пандемии коронавируса Димитрий несколько месяцев работал в клинике Рухи. Он вспоминает дни, проведенные там и нескольких пациентов из Абхазии, один из которых, по его словам, был очень веселым человеком, хотя на какое - то время перепутал день с ночью.
“Он звал меня по ночам и мы часами беседовали, я очень люблю старые истории, особенно касающиеся уголка, которого я не знаю. Я подробно расспрашивал его о местных историях и культурных особенностях, и он с большой радостью рассказывал мне обо всем. Этот пациент до сих пор на связи со мной и моими друзьями, он и сейчас звонит нам, расспрашивает и приглашает в Абхазию. Я хотел бы иметь возможность поехать и осмотреть этот уголок. К сожалению, наше поколение не помнит, и мы никогда не были в Абхазии», - делится своими пожеланиями Димитрий.
Димитрий с одним из пациентов клиники РухиВ последнее время он заинтересовался историей старинного абхазского инструмента. Описание инструмента и графические зарисовки получил из музея народных инструментов, а один из эскизов, в подарок от своего хормейстера.
Абхазский музыкальный инструмент «абхарца»„Мы с господином Демуром хотели сделать один абхазский инструмент, чтобы потом я научился на нем играть, поэтому по его просьбе, я поискал информацию в Музее народных инструментов в Тбилиси, где мне разрешили поработать с этим инструментом. Оттуда я взял описание инструмента, графические эскизы, а мой хормейстер, господин Давид Ратиани передал мне описание инструмента, полученное из села Лыхны», — говорит Дмитрий.
Фото предоставлено немецким источником - Globus. Illustrierte Zeitschrift für Länder- und Völkerkunde, 1882. На снимке изображены две жительницы Зугдиди, одна из них держит в руках абхазский музыкальный инструмент “абхарца”
Он рассказал нам, что особенно трудно изготавливать старинный музыкальный инструмент “чибони”, распространенный в Аджарии. Один такой экземпляр, изготовленный им до этого, уже занял место в его коллекции музыкальных инструментов.
А после того, как его коллекция пополнилась инструментом для аккомпанемента “абхарца”, он и на нем научился играть самостоятельно.
Чунири и абхарца“Доступны записи советских времен, в которых абхазские музыканты играют на этом инструменте, а также имеются современные видеоматериалы, по которым можно изучать специфику игры на этом инструменте, именно их я и использовал. Прошло больше года с тех пор, как я изготовил абхарцу, двухструнный смычковый музыкальный инструмент в форме лодки. Его струны по традиции изготовили из конского волоса. Мы хотели, чтобы инструмент был максимально аутентичным, поэтому натянули на него струны из конского волоса. Перед игрой, как и в случае всех струнных смычковых инструментов, смычок натирают канифолью, который традиционно изготавливается из смолистого вещества”, - рассказывает молодой артист.
Сейчас музыкант заинтересован в поиске еще одного старинного абхазского инструмента и надеется, что сможет сыграть на нем при поддержке мастера по изготовлению народных инструментов Демура Антия.
Эта публикация была подготовлена при финансовой поддержке Европейского Союза (ЕС) и Программы Развития ООН (ПРООН). Содержание публикации является исключительной ответственностью Атинати и может не совпадать с точкой зрения ЕС или ПРООН.
This publication was produced with the financial support of the European Union and UNDP. Its contents are the sole responsibility of Atinati and do not necessarily reflect the views of the European Union and UNDP.
მასალის გამოყენების პირობები